Об этом разделе

Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ:

  • Земля как планета Солнечной системы;
  • геологическая история Земли;
  • географическая оболочка, основные свойства и закономерности;
  • литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера;
  • почва как особое природное образование и условия образования почв разного типа; природные комплексы;
  • материки и океаны как крупнейшие природные комплексы;
  • анализ взаимосвязей географический явлений и процессов в геосферах.

Особенности контрольных заданий экзаменационной работы
Задания ориентированы на воспроизведение знаний о Земле как планете Солнечной системы, их применение в измененной ситуации; воспроизведение знаний о составе и строении основных сфер Земли. Показ, описание положения на карте основных элементов рельефа поверхности Земли, тектонических структур, зон землетрясений и вулканизма, основных объектов гидросферы на карте, климатических поясов, сравнение климатических показателей отдельных территорий. Показ и описание по карте ареалов распространения основных зональных типов почв, видов растений и животных. Показ на карте основных географических зон Земли и воспроизведение знаний об особенностях компонентов природы в границах географических зон. Воспроизведение знаний об основных чертах рельефа поверхности материков и дна океана, климата материков; показ и опи¬сание положения на карте материков, островов и полуостровов. Определение географических объектов и явлений литосферы, гидросферы и атмосферы по их существенным признакам.
Особое внимание в контрольных заданиях отводится проверке сформированности у выпускников пространственных географических представлений (например, распределение тепла и влаги на поверхности Земли, образование и размещение крупных форм рельефа в зависимости от геологического строения и истории развития территории, особенности распространения географических зон и типичных для них представителей органического мира); умений классифицировать географические объекты (например, горные породы по происхождению, объекты гидросферы - моря, реки; объекты литосферы - горы, равнины по происхождению, высоте и пр.); сравнивать и определять особенности объектов, применяя знания об общих географических закономерностях (например, определять, в какой из обозначенной на карте территории минимальное количество выпадающих за год осадков, где находится Солнце в определенное время года и т.д.).


Типичные ошибки учащихся

Выявляют устойчиво существующие неправильные представления выпускников о повышении температуры и давления воздуха с высотой, смешение понятий «циклон» и «антициклон», схематичные представления о распределении тепла и  влаги на поверхности Земли, ошибки при объяснении процессов общей циркуляции атмосферы климатообразования (например, считают, что пассаты действуют в умеренных широтах). Особенности высотной поясности горных систем объясняют влиянием их тектонического строения.  Многие выпускники считают, что на экваторе день всегда длиннее ночи и высота  Солнца над горизонтом максимальна в течение всего года; не знают, где находится Солнце в дни равноденствий и солнцестояний. Выпускники, в целом представляя закономерности изменения  высоты Солнца в зависимости от географической широты места, испытывают затруднения в том, чтобы интегрировать эти знания со знаниями об особенностях вращения Земли вокруг своей оси и связанные с этим различия в высоте Солнца над горизонтом.

Последнее изменение: Sunday, 10 January 2016, 16:59