Модуль 6. Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид»

С.Ф. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева. 1876
С.Ф. Александровский.
Портрет Ф.И. Тютчева. 1876

На этом уроке ты познакомишься со стихами о природе великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. К теме природы в своем творчестве обращались многие русские поэты.

Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем у Константина Георгиевича Паустовского: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».

Пройди по ссылке и познакомься с биографией Федора Ивановича Тютчева.

Русский поэт Ф.И. Тютчев воспел в своем творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами.

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Поэзия Тютчева — одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы.

Слушай стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…и смотри….

Замечательные стихи. Правда?

Прочитай

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

Задание 1. Проверь себя. Вставь пропущенные слова.

Еще природа (что сделала?) ……..,
Но сквозь редеющего сна
Весну (что сделала?) ……. она
И ей невольно (что сделала?) ….....

Поэт говорит о природе, используя глаголы, обозначающие действия людей. Чтобы вспомнить, как называется это средство художественной выразительности выполни задание 2.

Задание 2. Выбери правильный ответ:

  1. Эпитет.
  2. Олицетворение.
  3. Метафора.

Если затрудняешься – используй подсказку «Средства художественной выразительности».

Это интересно

Послушай.

Сейчас познакомимся с еще одним замечательным стихотворением Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко». Это стихотворение было написано поэтом в 1865 году. Читает А. Маратов.

Слушай и смотри.

А теперь сам прочитай это стихотворение:

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его  лови скорей!
Смотри  оно уж побледнело,
Ещё минута, две  и что ж?
Ушло, как то уйдёт всецело,
Чем ты и дышишь и живёшь.

Для лучшего понимания стихотворения, посмотри Словарь:

Ответь на вопросы:

Прочитай еще раз первую часть стихотворения.

О чем поэт рассказывает в это части?

Как расположилась радуга? Прочитай. Объясни слова поэта.

Как понимать: «в высоте изнемогла»? (Используй Словарь)

Обсуди ответы на эти вопросы с учителем (можно на форуме).

Б. Ольшанский. Волхова с радугой. 2002
Б. Ольшанский. Волхова с радугой. 2002

Вспомни, что такое метафора. Если затрудняешься – используй подсказку «Средства художественной выразительности».

Найди в тексте стихотворения метафоры.

Проверь себя.


Как ты думаешь, почему поэт использует именно эти слова в стихотворении?

Обсуди с учителем (можно на форуме).

Как ты понимаешь «нега для очей»?

Узнай возможный вариант ответа.

А.К. Саврасов. Радуга. 1875
А.К. Саврасов. Радуга. 1875

Прочитай вторую часть стихотворения.

Как тебе показалось, изменилось ли настроение?

Почему последние строки – грустные, в них уже нет радости?

Прочитай возможный вариант ответа.

Задание 3. Выучи одно из стихотворений Ф.И. Тютчева наизусть. Выразительно прочти учителю, взрослым или своим друзьям.

Последнее изменение: Saturday, 9 January 2016, 21:29