Модуль 8. Круг. Окружность

Я приглашаю вас на тур,
Заглянем вместе в мир фигур.

Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь – я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.
Круг

Мир геометрических фигур богат и многообразен. Сегодня к нам в гости пришли две геометрические фигуры. Это окружность и круг. Они сами расскажут о себе. Предоставим им слово.

Благодарю. Моё имя окружность. Я хороша собой. Умею дружить. Один из моих лучших друзей циркуль. Я расскажу сначала о нем, а потом он расскажет обо мне.

Циркуль

Циркуль имеет очень почтенный возраст. Он один из самых древних чертежных инструментов. Сейчас, даже трудно сказать, когда и где он появился. На стенах храмов и домов Вавилонии и Ассирии археологи увидели такие правильные круги, что сразу поняли: без циркуля их просто невозможно начертить. Существовали эти государства 3 тысячи лет назад. Вот и считай, сколько циркулю может быть лет!

Одно из старинных изображений циркуля Муза астрономии Урания держит в руках Архимед с циркулем циркуль
Одно из старинных
изображений циркуля
Муза астрономии Урания
держит в руках циркуль
Архимед с циркулем

Самый старый циркуль, который нашли археологи при раскопках во Франции пролежал в земле около 2 тысяч лет.

Циркуль

В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи тоже обнаружили очень много бронзовых циркулей. В Древней Руси любили узор из маленьких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Великом Новгороде.

Внимание!

Циркуль – чертежный инструмент, с ним нужно работать очень осторожно.

Что же умеет делать циркуль, спросишь ты у меня?

Отвечаю. Он помогает мне, Окружности, появиться на свет.

Циркуль

Вот как это происходит. Прочитай алгоритм:

  1. Определи, где будет находиться центр окружности.
  2. Обозначь центр окружности точкой.
  3. Установи острый конец циркуля в центре окружности (он должен оставаться на одном месте!).
  4. Отведи на некоторое расстояние другую «ножку» (ножку, у которой на конце грифель) циркуля и аккуратно начинай рисовать окружность.
Циркуль
Циркуль

Циркуль всегда внимательно относится ко мне и заботится о моих размерах.

Запомни! Чтобы правильно установить размер окружности, циркуль прикладывают к линейке и отмеряют радиус окружности.

Вот я и получилась! Спасибо тебе, циркуль! Мне очень нравится мой цвет. Сейчас я нежно голубая.

Ты обещал рассказать обо мне подробно.

В этом тебе поможет Буратино.

Спасибо, Окружность! Я с большим удовольствием расскажу о тебе!

Точка О – это центр окружности (рис. 1).

Отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь её точкой – это радиус окружности.

Рисунок 1
Рисунок 1

АО – это радиус окружности (рис. 2).

ОВ – это тоже радиус окружности (рис. 2).

Радиусы одной окружности равны.

Рисунок 2
Рисунок 2

А еще у моей подруги окружности есть диаметр. Посмотри на рис. 3.

АВ – это диаметр окружности.

.

Диаметр – это отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через ее центр.

Рисунок 3
Рисунок 3

Внимательно посмотри на рисунок 3. Сравни длину радиуса с длиной диаметра. Что ты можешь сказать о них.

Проверь здесь, правильно ли ты ответил.

Докажи, что диаметр окружности в два раза больше радиуса. Подготовь ответ и ответь учителю (можно в видеокомнате).

Поработай с рисунком 3. Можно ли еще нарисовать диаметры окружности? Попробуй и нарисуй в тетради. Покажи учителю эти диаметры (можно в видеокомнате).

Нарисуй в тетради окружность и укажи 3 диаметра этой окружности. Покажи учителю (можно в видеокомнате).

Циркуль

Циркуль продолжает свой рассказ…

У меня есть еще один верный друг. Это круг. Иногда мы бываем с ним неразлучны. Как говорят «не разлей вода». Ты спросишь почему? Я думаю, что ты догадаешь сам. Но для этого тебе надо выполнить практическую работу.

Практическая работа.

  1. Возьми тетрадь.
  2. Возьми циркуль. Ты помнишь, что с ним нужно обращаться очень осторожно!
  3. Начерти окружность по алгоритму.
  4. Возьми желтый карандаш и закрась всю область внутри окружности.
  5. Внимательно посмотри на свою работу. Вот что у тебя получилось.
Рисунок 4
Рисунок 4

Я, окружность, черного цвета (рис. 4). Я иду по краю круга. Про нас с кругом даже стихи написали. Прочти:

У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется окружность.

Посмотри на рисунок 5 и еще раз убедись, что ты можешь правильно рассказать об окружности и круге.

ОА – это радиус круга.
ОВ – это радиус круга.
АВ – это диаметр круга.

Рисунок 5
Рисунок 5

Отгадай загадку.

Вроде круг, но дело в том,
Что иначе мы зовем
Нарисованный кружок.
В чем секрет? Скажи, дружок!
Эта странная наружность
Называется …….

Посмотри отгадку здесь.

Ответь на вопросы:

  1. Сравни радиус окружности и круга.
  2. Что ты можешь сказать о них?
  3. Как они соотносятся друг и с другом?

Проверь здесь, правильно ли ты ответил.

Прочитай стихи про циркуль, окружность и круг.

Стихи

Итак, круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.

Повтори, что такое круг.

А что такое окружность?

Окружность – это замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одном и том же расстоянии от ее центра.

Круг

Нажми на значок Flash

А вот и стихи про моего друга, Окружность. Прочитай эти стихи.

Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!

Спасибо, Циркуль!

Последнее изменение: Wednesday, 10 February 2016, 02:32